Новосибирский государственный художественный музей представляет выставку
«Под одним небом».
Основу экспозиции составляют произведения французских и русских
художников из собрания известного московского коллекционера, инициатора
многочисленных культурных проектов, основателя фонда In Artibus Инны Баженовой.
Выставка посвящена интернациональным взаимосвязям в искусстве на рубеже XIX и
XX веков, в первую очередь, французской и русской живописных школ, имеющих, как
известно, многолетнюю достойную историю.
Инна Баженова говорит: «Для меня одинаково важны и отечественная, и
мировая художественная практика. В искусстве мне интересны все точки схода:
взаимовлияния, желание учиться у соседей, обмен информацией. Деятельность фонда
- это отражение моего отношения к искусству как к огромному, сложному, вечно
живому общемировому процессу. Визуальный язык для всех един, он понятен без
перевода. Искусство — это пространство, в котором легче всего договориться».
Одна из самых ранних работ на выставке – «Бильярдист»
Оноре Домье, крупнейшего французского живописца, мастера политической
карикатуры XIX столетия. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо
исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что
Домье был первым импрессионистом.
Живописным камертоном выставки является пленэрный
этюд Жоржа Сера «Больница и маяк в Онфлере». Это произведение недавно
экспонировалось на крупнейшей ретроспективной выставке Сера в музее
Креллер-Мюллер в Нидерландах. (Важно отметить, что работы Сера не представлены
в российских музеях, что делает показ его картины в Новосибирском
художественном музее событием).
Можно с уверенностью сказать, что зрители впервые
увидят произведения удивительного, ни на кого не похожего живописца Адольфа
Монтичелли - современника импрессионистов, любимого художника Винсента Ван Гога.
Монмартр Мориса Утрилло перекликается с московскими городскими
пейзажами, а разные варианты «сезаннизма» представлены работами Андре Дерена,
Андре Дюнуайе де Сегонзака, Петра Кончаловского, Александра Шевченко и даже
знаменитого соцреалиста Георгия Ряжского. Французский и русский подходы к
экспрессионизму демонстрируют полотна Жоржа Руо и Александра Древина.
В 2016 году культурный фонд In Artibus показывал
первый вариант экспозиции «Под одним небом» в Москве, затем состоялись выставки
в Уфе, Нижнем Новгороде.
В Новосибирске русская часть экспозиции исключительно богата по составу
и качеству живописи – ее дополняют произведения отечественных модернистов из
собрания Новосибирского государственного художественного музея. Музейные работы
художников группировки «Бубновый валет» Петра Кончаловского, Роберта Фалька,
Аристарха Лентулова, порвавших с традициями реалистической живописи и
выступавших с формалистических позиций против идейности искусства,
свидетельствуют об интересе этих мастеров к проблеме предметной формы и
освоении ими принципов сезанновского стиля. Тем не менее, Роберт Фальк в «Торговце
старым платьем» создает убедительный психологический образ человека, а
выполненный Петром Кончаловским в 1944 году в голландском стиле «Натюрморт с
золотой чашей и зеленой рюмкой» становится одним из лучших воплощений мотива
уюта и неспешного существования в живописи художника.
Эксперименты в области формы наиболее
последовательно воплощены в картине Александра Шевченко «Лучистая композиция.
Утки», демонстрирующей направление «лучизма». В ней разложение целого на части
достигло своего апогея, подведя художественные опыты к чистой абстракции.
«Портрет Нарышкиной» Роберта Фалька, созданный по
приезде в Париж, сложен по живописной технике и изыскан по цветовому решению.
Первые впечатления от парижской школы и, в частности, от Амедео Модильяни
реализованы здесь без потерь собственного мироощущения и свойственного
художнику стиля.
По-иному звучат произведения Александра Древина «Зима.
Вид из окна» и «Алтай. Приток реки Чарыш». В них возникает тема разлада с
миром, предчувствие трагических событий в стране. Сюжет картины Надежды
Удальцовой «Армения. Женщины в саду» более идилличен. По настроению же она
близка пейзажам Древина.
Новосибирскому зрителю предоставлена интересная
возможность сопоставить эталонные музейные произведения Петра Кончаловского,
Александра Шевченко, Роберта Фалька, Александра Древина и Надежды Удальцовой с
работами из частной коллекции.
Выставка будет доступна для посетителей с 16 августа по 27 октября 2019
года.